В этом интервью - немного о том, насколько важно совершенствовать свой скилл не только в процессе становления, но и в процессе работы. О том, почему вначале пути 3D-художника-фриланса такие маленькие зарплаты и как преодолеть этот этап.
- Привет! Расскажи немного о себе.
Всем привет, меня зовут Владислав. Я - 3D-художник, занимаюсь разработкой hard surface концептов и всего, что с этим связано. Живу в Подмосковье, в Зеленограде.
Ссылка на Artstation Владислава.
- Сейчас 3D - твоя основная профессия. А кем ты был до того, как стать трехмерным художником?
Я перебрал достаточно много профессий: от управляющего заведением до ведения своего бизнеса по созданию мебели. Полностью перешел в 3D я не так давно. Может быть больше года назад, когда мой скилл стал позволять делать приличные работы. Останавливаться не планирую, хочу и дальше развиваться.
- Есть ли у тебя образование?
Я окончил школу, но так и не нашел для себя подходящего высшего учебного заведения, так что сразу отправился работать. С тех пор не останавливался.
Что о художественном образовании - его у меня тоже нет. Предполагаю, что в индустрии оно кому-то точно помогло, но я лично таких людей не встречал.
- А как ты учился 3D?
Самостоятельно. Я так и не прошел ни один курс, всегда разбирался во всем сам. Но в последнее время я начал просматривать материалы людей на Artstation, подмечая в их работах интересные фишки.
Думаю, что для новичков курсы - это большой плюс. В самом начале слишком много информации, которую весьма сложно структурировать самостоятельно. Хотя это тоже весьма полезный навык.
Раз заговорил о курсах и новичках: при выборе курса очень важно иметь четкое понимание того, чему ты хочешь научиться. Круто, если еще до начала обучения у тебя будет какой-то конкретный запрос и четкие задачи и потребности, которые ты пришел закрыть. Учиться нужно осознанно, ведь просто повторить модель за ментором сможет каждый.
Вот, кстати, мои первые работы:
- Как и когда ты понял, что хочешь заниматься трехмерной графикой?
Около полутора лет назад меня на протяжении долгого времени терроризировала реклама бесплатных курсов по 3D. В тот момент я умел только рисовать, и как раз думал, чем заняться - вот и решил попробовать. После трех уроков я понял, что хочу заниматься этим.
- Расскажи, с какого софта начал, чем пользуешься сейчас?
Начинал я с Blender, потому что курс был именно по нему. Со временем еще много чего пришлось изучить. Обычно за этим стоят 2 вещи - скорость и качество. Потратить пару недель на изучение новой программы, чтобы потом экономить часы во время работы - звучит вполне разумно.
- Случались ли в процессе твоего обучения моменты, когда происходил ощутимый рост твоего навыка? С чем это было связано?
Да, конечно случались. Особенно в начале пути, когда каждая работа была целым испытанием. Понятно, что со временем таких скачков становится все меньше и развитие чувствуется все меньше, но крупные скачки все равно бывают. Например, когда открываю для себя новые направления. Из последнего - анимация.
Сейчас я продолжаю учиться - этот процесс нельзя останавливать, хоть и со временем все сложнее становится делать лучше. Сейчас мое образование нацелено на создание дизайна и неповторимого стиля, а обучаюсь этому я путем создания огромного множества вариантов и извлечение самых лучших сторон из каждого.
И помните одну очень важную вещь: у любителя тренировки 3 раза в день, а у чемпиона тренировки - это жизнь.
- У тебя есть какие-то личные правила для создания портфолио?
Нет. Если честно - я просто делаю то, что люблю и выкладываю это. Обычно это мои личные проекты, из коммерческих почти ничего не показываю в портфолио. Возможно, не все работы, что есть на Artstation, сильные, но меня это не особо волнует.
- Тебе сложно было найти работу в начале пути?
Я бы ответил на этот вопрос несколько иначе. В начале пути при поиске работы есть одна интересная фишка. До какого-то порога скилла очень большая конкуренция, и, как следствие - ценник очень маленький. Но после преодоления этого порога все в корне меняется. Мой совет на основе этого: не торопиться с деньгами, а заняться собственным развитием.
- Какой была твоя первая серьезная оплачиваемая работа?
Первый серьезный проект, на который меня позвали - VR экскурсий по г.Казань 1817 года. Задачей было воссоздать в виртуальной реальности здания по старым фотографиям.
В этот проект я попал достаточно просто - выкладывал свои работы в паблик ВК и мне написал человек, занимающийся подбором людей. После недолгой беседы я был принят.
- Чем может быть ограничен заработок в индустрии и сколько можно заработать на 3D?
Ценой заказа :) Иногда за короткий срок можно заработать довольно большие деньги.
- Имеет ли значение для студий или заказчиков, каким софтом ты пользуешься?
Нет, не имеет абсолютно никакого значения. Важно лишь, чтобы ты качественно делал свою работу. К примеру - моя студия работает в Maya, а я - в Blender. Мне просто приходится нажать пару лишних кнопок, чтобы сделать файл Maya. Больше никаких проблем нет.
- Твое мнение: быть дженералистом VS узкопрофильным спецом?
Считаю, что узкопрофильные специалисты всегда востребованы, потому что под этим предполагается, что ты будешь настоящим профи и справишься с любой задачей своего направления. А это высоко ценится.
Лично я вижу дефицит кадров. Я не могу выделить конкретное направление, по которому не хватает людей, но вижу, что реально хороших специалистов мало.
- Ощущается ли влияние на индустрию вышедшего UE 5?
Да, ведь он позволяет даже инди-компаниям создавать весьма хорошую графику, ничуть не уступающую ААА проектам. Это толкает вперед всю индустрию - и в графике, и в механике.
- Сейчас большое количество софта стремится к многофункциональности. Влияет ли это как-то на пайплайн? Подталкивает ли осваивать новый инструментарий?
Многофункцианальность не всегда хорошо, на мой взгляд. Иногда лучше довести до идеала одну функцию и сделать ее максимально удобной. Многие софты пошли по этому пути и востребованы.
- Как относишься к процедурному моделированию? Используешь ли? Если нет, то планируешь ли использовать? Почему?
Люди, которые этим занимаются, действительно крутые, но в моей работе пока что это никак не используется. Возможно, в будущем понадобится, периодически я слежу, что там происходит, но только со стороны.
- За какими художниками ты следишь?
Фаворит - Булгаров.
Также на меня в свое время оказал большое влияние Женя Пак, я пересматривал его стримы и вникал в каждое слово.